«Стрелять из пушки по воробьям» — именно так можно назвать борьбу с «ласковым убийцей» универсальными методами. «Зомбирование» рекламой и «экспертными мнениями» приводит к печальным результатам — носители ВГС, стараясь скрыть наличие заболевания» верят в простой и быстрый результат и в итоге сталкиваются с тем, что вирус активизировался, изменил генную структуру и стал нечувствительным к медикаментам.
Избежать таких последствий достаточно легко, просто перед началом терапии определив генотип гепатита С и составив курс приема ингибиторов в соответствии с особенностями вируса.
Какие бывают генотипы ВГС?
В 1989 году ученые, выявившие специфичный вид генной мутации, затрагивающие клетки печени, были уверены, что вирус единственный в своем роде. Дальнейшие исследования показали, что вирус гепатита C может менять РНК-полимеразу по-разному, формируя похожие по принципу действия, но отличающиеся по типу варионы.
Соответственно, возникала необходимость «маркировать» различные генотипы. Проще всего это было сделать цифрами, по порядку открытия. Сегодняшняя гепатология насчитывает 6 основных генных модификаций вируса и более 50-ти квазивидов (подтипов каждого генотипа).
Интересно! Благодаря высокой склонности к мутациям, реактивации после лечения и возможности «смешиваться» количество генотипов ВГС растет с каждым голом. Так, по ряду признаков медики уже выделяют около 11 генных модификаций гепатита С и более 100 квазивидов. Статистика пока не официальна, но тенденция довольно угрожающая.
Статистика распространения разных генотипов вируса
Стереотип: вирусные заболевания — прерогатива неблагополучных стран (людей, классовых прослоек) очень опасен.
Действительно, в государствах со слаборазвитым медобслуживанием и специфичным климатом (Африка, Азия) количество носителей больше, но и во вполне благополучных и развитых США, Японии, Австралии, ЕС людей, страдающих гепатитом С немало.
Общее число инфицированных в мире – более 7 миллионов. Из них более 5 млн – «обладатели» 1-го генотипа, который не имеет территориальных границ, и чуть больше миллиона жителей планеты с 3-м генотипом вируса, который также не различает носителей по гражданству, цвету кожи и финансовому положению. Замыкает «тройку лидеров, не знающих границ» ВГС 2-й генной формы, которым инфицировано около 800 000 людей
4-й и 5-й генотипы гепатита С «предпочитают» жителей Африки и Средней Азии, а 6-й вид чаще встречается у пациентов из южно-азиатских стран.
Впрочем, ставить себе диагноз, исходя из места жительства — в корне неверно. Например, «восточные» типы вируса отлично прижились в России, а «американский» 1а генотип в результате мутации легко переходит в квазивид 1b, который называют «японским».
Россия, как многонациональная страна с различными климатическими зонами и расположением в Европе и Азии одновременно, «приютила» все выявленные генотипы ВГС. Согласно выводам экспертов на территории РФ распространены:
Опасен ли гепатит С для окружающих?
Любой «убийца» даже «ласковый» опасен не своим существованием, а возможными последствиями. ВГС, попадая в плазму крови, может «уснуть» и десятилетиями не проявляться в симптоматике и даже умудряясь перехитрить маркеры (наличие антител не подтверждает присутствие возбудителя). Однако активизировавшись гепатит С в рекордные сроки способен привести к:
- Внепеченочным проявлениям: артрозам, склонности к образованию тромбов, васкулиту, проблемам с кожей, нейропатии.
- Вторичным заболеваниям печени: жировому гепацитозу, печеночной недостаточности.
- Фиброзным изменениям, которые при отсутствии лечения преобразуются в цирроз и рак печени.
Каждый генотип вируса гепатита С разрушает печень по-своему. Так, субвиды 1а и 1b чаще приводят к дистрофии или ожирению органа и, как следствие, к невозможности нормальной работы печени. 3-й генотип гепатита С в 30% случаев заканчивается скоротечной циркомой — онкологией, практически не поддающейся лечению.
Носитель ВГС для окружающих безопасен. Впрочем, бомба, в которой пока не включен часовой механизм, тоже относительно безвредна. Если находится под контролем сапера. То же касается инфицированного человека: если болезнь контролирует врач, при сексе используются презервативы и минимизирован риск контакта через кровь (операции, маникюр, иглоукалывание, тату, стоматологические процедуры), то и возможность передачи возбудителя здоровому организму практически нулевой.
Как выявить гепатит С и зачем нужно определять генотип?
Особенность ВГС — неопределенный латентный период и быстрый переход из острой стадии в хроническую, при которой заболевание практически не проявляется симптомами. Чтобы вирус прижился в организме достаточно 3-7 дней, однако это не значит, что через неделю после возможного инфицирования обычные анализы покажут наличие возбудителя в крови.
Дело в том, что человеческий иммунитет реагирует на появление вирусного возбудителя выработкой специфичных белков. Иммуноглобулины показывают наличие «вторжения» (контакт с носителем) и даже подтверждают факт прогрессирования болезни (рост титров IgC), но не показывают конкретный антиген.
Именно поэтому помимо маркеров, которые определяются метолом ИФА (иммуноферментным анализом) для подтверждения/опровержения диагноза рекомендуется пройти исследование ПЦР.
Полимеразная цепная реакция благодаря высокой точности и проверке непосредственно ДНК плазмы дает более достоверный результат и определяет:
- Вирус действует в крови пациента или только его отголоски (да, в 1% случаев ВГС может самоустраниться, но причины такого явления не выявлены).
- Степень активности гепатита С (латентная, острая или хроническая формы). Вирусную нагрузку (количество антител в определенном объеме биоматериала).
- Генотип (особую генную форму от которой зависит специфика действия вируса и эффективность его лечения).
Анализ на генотипирование «лабораторным языком» называется №324пл — вирус гепатита С, определение РНК, (hcv-rna, genotyping) в плазме крови.
На сегодня такой вид исследования — единственный для достоверной постановки диагноза и составления оптимальной схемы лечения. К сожалению, далеко не каждая российская больница оснащена оборудованием и реактивами для постановки подобных анализов, что часто приводит к безрезультатному лечению. Если «прописывать» медикаменты по принципу «всем помогало и этому подойдет» эффективность терапии равна нулю.
Даже при достижении устойчивого вирусного результата риск реактивации, мутации и осложнений в дальнейшем лечении слишком высок — более 80%. Именно поэтому без результатов генотипирования опытные гепатололги не рекомендуют начинать прием таблеток. Если врач предлагает универсальную схему и не дает гарантий выздоровления, имеет смысл поменять специалиста
Какой генотип гепатита С лучше всего лечится?
Если пациент не «экспериментировал» с терапией и не затягивал с визитом к специалисту, вполне реально вылечить гепатит С любого генотипа. Вирус, как и все живые существа подвержен воздействию блокираторов, которыми и являются ингибиторы патологичного фермента. ВГС «хитер», он способен маскироваться под другие болезни, имитировать симптоматику нарушений в ЖКТ, ЦНС и даже сердечно-сосудистой системе, поэтому самолечение (даже по совету прошедших терапию людей) категорически противопоказано.
ВГС 1а и 1b наиболее устойчивы к противовирусному воздействию, особенно когда используются непрямые методики (например, интерферон). При неграмотном назначении лекарств вирус просто «засыпает» или меняет генную вариацию, что опасно. Анализ не показывает активности возбудителя, человек уверен в эффективности лечения и не обращает внимания на симптомы, которые говорят о «пробуждении» агрессора.
Второй и третий генотипы гепатита С, по мнению медиков, довольно эффективно лечатся современными методиками, но и здесь есть свои нюансы. Так, 3-й субвид быстро привыкает к схемам на основе софосбувира и при реактивации уже не реагирует на эту категория прямых противовирусных веществ. Приходится корректировать комбинации ингибиторов, чтобы достичь нужного эффекта. А это требует времени и затраченных средств.
Чтобы прием таблеток не оказался напрасным, а деньги на лекарства не ушли «на ветер» начинать лечение гепатита С нужно после консультации у опытного специалиста и обязательного анализа на генотипирование. Только в таком случае шанс на полное выздоровление более чем высок – 97%.
Есть вопросы о заболеваниях печени? Специалисты в чате помогут вам понять и решить проблемы, связанные с этим важным органом.
Какой же он коварный этот вирус! Надо же как дурит всех, настоящий «интеллектуал». Подумать только, как он понимает, что срочно нужно впасть в «спячку» или изменить генную вариацию? Если честно, это даже в уме не укладывается.
Я в шоке! Столько нюансов. Только вот беда, сложно найти хорошего врача, который бы учитывал генотипирование при разработке курса лечения гепатита С. А то в нашей амбулатории всем с гепатитом С интерферонотерапию прописывают и на этом познания специалистов заканчиваются. А о противовирусных таблетках думаю они не догадываются… 🙁
Я вам более того скажу. В этих же лабораториях, когда инфицированные сдают анализы, еще напутать все умудряются. А ведь от этих результатов зависит многое – например, правильность определения генотипирования. А допусти горе-специалисты тут ошибку, все лечение пойдет насмарку.
Так ведь можно пойти по пути наименьшего сопротивления. Зачем заморачиваться с определением генотипирования при гепатите С? С нашим уровнем медицины и квалификацией сотрудников лабораторий велика вероятность того, что и при определении генотипа что-то напутают. Можно же просто подобрать универсальный противовирусный препарат, например, тот, что содержит софосбувир и велпатасвир.
Вы прямо прочли мои мысли. Все плавно сводится к тому, что генотипирование в разработке курса лечения гепатита С необязательно.